Началась эта история году так в 15-16, после передела Донецкой табачной фабрики тогдашняя днровская власть сообразила, что сигареты это золотое дно и дала отмашку нужным людям на прибыльный бизнес. Фабрики и цеха стали расти как грибы (это к вопросу о методах привлечения инвестиций ;))) и скоро сигареты пошли на экспорт.
Основным направлением тогда была Украина, через которую табачные изделия резво шли в Европу, потеснив традиционные секторы контрабанды. Но идиллия продолжалась недолго, украинские деловары, посмотрев на этот праздник жизни донецких, почесав затылки, сами стали закупать оборудование и контрабандные сигареты, уже «made in Ukraine», заполонили европейские подпольные рынки.
Табачники Донбасса горевали недолго, под боком практически безграничный рынок России. Донецкие «Мальборо», тогда стоившие по месту в розницу 25 р, в русскоязычном даркнете предлагались по 75, с доставкой по почте.
Лучшими тогда были черно-красные, с этикеткой на арабском. В России они продавались под видом контрабанды с Ближнего Востока. Жители Дебальцево, где производились эти сигареты, только ухмылялись, узнав о «ближневосточной» легенде.
Довольны были все, и производители, и покупатели, и причастные к торговле, одна беда — государство в деле выкачивания средств из карманов своих граждан конкурентов не терпит. Власть постоянно накручивала планку акцизов и налогов, стремясь выколотить побольше в свои «закрома», а тут нарисовались наглые «донецкие», предлагающие товар по более доступным ценам, безмятежно уводя прибыли из под носа Кремля.
Пока сигареты шли в сторону Украины, Москва помалкивала, но тут залезли уже в её карман, посягнув на священное право власти грабить свое население. Грозные указания и приказы, проверки и комиссии шли беспрерывным потоком, но Донецк, привыкший посылать Киев на большой и толстый, когда дело коснулось конкретных денег, отправил туда же и Москву.
Нет, внешне все выглядело благопристойно, просто приказы и указы бесконечно застревали на всевозможных этажах местной бюрократии, в Москву шли разнообразные отписки, а комиссии и проверки встречали «как положено», попутно намекая особо несговорчивым и жадным о разгуле «укроДРГ» в Донбассе.
В итоге взбешенная Москва пошла на кардинальные меры, попросту запретив ввоз табачного сырья и, на всякий случай, даже его отходов, на территорию Длнр. Разумеется, оформили это как местную инициативу, как раньше писали, «по просьбам трудящихся». Вот взяли и сами себе запретили что-то.
Понятно, что выглядит это полным маразмом, но что Москве оставалось делать? Официально ввести режим контрсанкций против Длнр? Вот смеху-то было бы…
Поэтому и пришлось из двух маразмов выбирать тот, который можно, хотя бы для виду, свалить на других. Впрочем, зная местные традиции и обычаи, почти уверен, что бизнес найдет способы «порешать» проблему и все попытки Москвы установить свои порядки закончатся без особых результатов.
Когда речь идет о собственных прибылях, в Донбассе в гробу видели все эти власти и государства. Но это локальные частности, а в целом ситуация хорошо отражает нынешнюю тенденцию не отдавать без боя местные кормушки центру. Именно развитие этой тенденции и приведет к краху существующие государства на территории постСССР.