Почему пехота ездит "верхом" на броне?

Хорошо всем знакомые кадры с Великой Отечественной войны – танки Т-34 с десантом на броне идут в бой.  Понятно почему — нет отечественных БТР, а американских БТР мало, да и по грязи они не везде пройдут. А танк есть танк, пара пулеметов, да еще пушка 76 мм.

 Но как понимать такие кадры теперь, в 20-х годах XXI века?

 На экране: полуразрушенные строения, копоть и колонны боевой техники, с сидящей сверху пехотой. Ничего не меняется уже много десятилетий. Эти образы видел, когда смотря хронику боев в Афганистане. Затем видел это на Кавказе в Чечне. Потом Южная Осетия. Сирия. А теперь Украина.  Сорок лет одна и та же картина. Почему ничего не меняется?


А все очень просто – обстрелянного солдата сложно обмануть. Он мигом соображает – где и как у него шансов выжить будет больше. Это для него главнее, чем понимание политики государства или идеологических объяснений причин войны. Побеждают/выживают всегда более умелые и приспособленные, а не красивые вояки с пропагандисткой картинки. Пройдемся по проблеме – а почему сейчас опять катаются «сверху», поподробнее.

—-

Проклятый комфорт

Попробуйте хоть раз прокатиться в десантном отделении БМП-1/2? Это увлекательный аттракцион. На ровной трассе и с толковым водителем еще терпимо, а на обыкновенной дороге или без нее :-)) У БМП-1/2 очень прыгучая «килевая качка». Причем у БМП-2 она меньше, но не намного. И если ствол автомата соседа не выбьет тебе зубы, то собственная каска свернет тебе шею при встрече с потолком машины. А веселей всего тем, кто сидит у задних дверей, им лучше каску не одевать совсем.

В БТР-80 более удобно, все-таки колеса и четыре оси, его не так «кидает» вверх-вниз. Но долгая поездка в позе «боком» по направлению движения выматывает. Такая посадка всегда утомительна. Вспомните, как пытались устроиться на лавке бортового грузовика и как держались за борт рукой? Более лучшие условия внутри БМП-3. Десантное отделение располагается в центре масс качающейся машины. Качка почти не чувствуется. Расположение «лицом к движению» более комфортно, чем «боковое».

Поэтому и лезут наверх. На БТРе располагаются более вольготно по корпусу. На БМП стараются ближе к башне, к центру масс. Кстати, МТ-ЛБ кидает чуть меньше, чем БМП. Командир там, конечно, на самом лучшем месте, держась рукой за ствол пулемета. И большинство лицом по ходу движения. Верхом на броне уже не так тесно и не душно. Но  места, где возможно упереться куда-нибудь ногами, всегда заняты. :-))))

Проблема: отрицательная (иллюзорная) безопасность. — и это самый известный факт.


1. Обстрел.
Борта БМП и БТР с 500 метров пробивают 12,7 мм пулеметы ДШК и НСВ. С 100 метров пробивает оружие калибра 7,62 мм. Гранаты от РПГ эти машины не держат совсем. Даже самый старый выстрел к РПГ-7 превращает там все в братскую могилу пехоты, если десант внутри …


2. Подрыв.
Мины и фугасы. Самая непредсказуемая рулетка при ведении боевых действий. Тут страдают все. В БМП тут вообще ожидать хорошего нечего. У экипажа и десанта несовместимая с жизнью контузия.

В БТР-80/82 у десанта (не у водителя) есть некоторые шансы выжить при наезде колесом на мину. Не зря все военные водилы уважают именно «Уралы», а не КамАЗы. Взрыв у «Урала» происходит под передним мостом/двигателем, а не под кабиной, как у КамАЗа.

Так что внутри никак не получится выжить. Обстрелянный солдат никогда не поверит, что у противника будут только автоматы-пулеметы, и не полезет внутрь. Снаружи выжить легче.  Можно попасть под неожиданный огонь и погибнуть? Да. Но не все сразу, как при посадке внутри и попадании кумулятивной гранаты/снаряда или наезда на мину. Хотя их взрывом вполне может сбросить с брони.

3. Десантирование пехоты из машины

Насколько быстро может выбраться десант из БМП-1/2, БТР, МТ-ЛБ?
При скорости 10–15км/ч десант спешивается и разворачивается в боевой порядок за 40–45 секунд в зависимости от типа машины. Это норматив на «отлично». В трудных условиях норматив вынужденно увеличивается на 10–30 %. При этом противник огнем будет блокировать у БМП задние двери, которые так удобно поражать огнем из засады, а у БТР — боковые люки, где они тоже будут блокированы огнем, а вылезать через верхний люк БТР под огнем — еще опаснее … Но если все «сверху» брони, то десант мгновенно ссыпается вниз и сразу разворачивается в боевой порядок. Мгновенно.

4. Ситуационная осведомленность

Это и есть главная причина, из-за которой пехота и катается на броне. Да, все выше описанное имеет место быть, и это очень серьезные пункты. Но именно эта особенность в реальном бою и ставит точку в решении передвижения пехоты «сверху» брони.

«Внутри брони ты глух и слеп. Все, что происходит снаружи, для тебя темный лес. Когда происходит нападение, то в суматохе не понятно ничего: где противник, чем ведет огонь, сколько его и с каких направлений он стреляет по тебе. Выскакивая наружу, неизбежно начинаешь тупо озираться, пытаясь сориентироваться, откуда по тебе бьют и куда возможно залечь, чтоб уйти с линий огня. И только потом начинаешь думать о выгодности данной позиции для ведения боя, и чаще всего перемещаешься на новое место, откуда только теперь (!) открываешь более менее осмысленный огонь. Если тебя до этого раз несколько не пристрелят».



Слишком много бестолковщины за большой промежуток времени и без всякого для врага противодействия с твоей стороны. А он тебя видит и бьет прицельно с первой секунды твоего появления. А когда ты на броне, то весь десант рассаживается таким образом, что смотрит на 360 градусов всегда и постоянно. Это уже делается, не думая.

И так же, не думая, это проверяет командир перед тем, как устроиться у башни. Контроль постоянный. В процессе движения все привычно анализируют окружающий пейзаж, а опыт сразу подсказывает места неплохой и грамотной засады противника. И уже ждешь некоторый подвох от определенных опасных мест и просто  напряженно их проезжаешь. И так постоянно.

Поэтому первые выстрелы редко приходят неожиданно. Они четко ожидаемы именно с определенных направлений.  План действий, исходя из местности и условий (подрыв или еще какая-то подстава), уже в голове и решение прорываться или занимать оборону приходит мгновенно, потому что реально понимаешь обстановку.

Все не просто сыпятся с брони, а целенаправленно занимают боевые позиции с мгновенным открытием огня по противнику. Из этого закономерно выливается следующий пункт обоснования катания «сверху» брони. Мгновенный прицельный огонь по врагу в ответ.


Наша новейшая тяжелая БМП Т-15? Пройдемся снова по вышеперечисленным пунктам.

Комфорт. Более высокое десантное отделение и удобные сиденья. Но расположение снова «боком» к ходу движения. Насколько сильна качка? Да, наверно, как в танке. То есть ближе к корме старики-дембеля явно устраиваться не будут.

Безопасность.  Противоснарядная защита – это серьезно. Подвешенные к потолку кресла увеличивают шанс при подрыве. Браво. Наконец-то. Только нет желания испытать лично.

Десантирование.  Все скопом вываливаются через заднюю аппарель. Она более удобна для высадки, чем двери БМП-1/2 и люки БТР-80. Более безопасна, чем выход с БМП-3. При классическом спешивании в наступлении все довольно неплохо. 

А в иных случаях? При засаде или прикрытии броней в городе, чтоб забрать раненых?  При засаде задняя аппарель – это ловушка, которая противником берется на прицел заранее. Тут «боковой» выход более предпочтителен. Да и в других случаях может пригодиться. То есть, кроме основной задней аппарели, желательно наличие аварийных боковых выходов. А их нет.

Ситуационная осведомленность. Мгновенный прицельный огонь. А вот об эти пункты начинаешь запинаться, когда думаешь про Т-15 в боевых условиях.  Ничего не меняется в сравнении с БМП-1/2/3 и БТР-80. В нынешнее время экипаж танка также глух и слеп, как и ранее. И десант в Т-15 будет в такой же ситуации.  И выбираться из боевой машины он будет так же, как и из БМП-2 – вначале озираясь и оглядываясь, чтоб войти в обстановку, затем поиск укрытия и только после этого ведение прицельного огня.


Противника не так сложно уничтожить, намного сложнее вовремя его обнаружить и правильно классифицировать степень его опасности.


          В идеале для решения проблемы ситуационной осведомленности нужна нашлемная «система видения через броню» с отображением обстановки на местности и возможных целей. Контуры оборудования внутри-броневого пространства должны присутствовать в системе видения для ориентировки нахождения и контроля управления танком и БМП.

 В идеале у каждого из экипажа/десанта Чем больше будет у находящегося внутри БТР-БМП пехотинца информации, позволяющей владеть ситуационной осведомленностью, тем более уверенней он будет себя чувствовать под броней. Неплохо загнул, да? Понятно, что до этого в массовой армии пока как до Луны пешком.

Но для пользования такой системой нужны тренировки и привыкание, иначе с непривычки сама ситуация может объявить бойкот твоему сознанию и логическим цепочкам восприятия окружающего пространства.

 И резюмируя про ТБМП Т-15 можно сделать такие выводы.

 При передвижении внутри ТБМП пехота находится в относительно безопасном месте, защищенном противоснарядным бронированием и минимизацией ущерба при подрыве. Но при вступлении в бой десант по-прежнему:

  • – тратит критичное время на спешивание из заранее известной аппарели;
  • – не владеет ситуационной осведомленностью;
  • – не может мгновенно (!) вести прицельный огонь по противнику — ему нужно время для ориентации.


Без систем контроля над окружающей действительностью ТБМП Т-15 хороша именно как высокозащищенное транспортное средство. В ней хорошо передвигаться. Но не более.
Необходимо как минимум начать с установки в десантном отделении пульта отображения информации. И это будет только маленький шаг в направлении информированности пехоты о текущей обстановке при ведении боевых действий.

Не так давно в «Телеграме» было видео. Это колонна, направляющаяся к месту боевых действий на Донбассе.  Пехота на броне БМП-3. Кормовые десантные люки над моторно-трансмиссионным отделением открыты и застопорены, что дает очень добротную защиту нижней части тела при передвижении «сверху». Эти люки защитят и при спешивании, и прикроют, если нужно будет вести огонь с ходу.  Пехота может перемещаться внутрь и наружу прямо на ходу боевой машины – в дождь или ветер, пополнить боекомплект или затащить раненого.

Сразу вспоминается, что БМП-3 более защищена, чем ее предыдущие собратья. Очень она ценилась на Кавказе за то, что свою 100-мм пушку 2А70 может задрать вверх до 60 градусов. Как гусеничный транспортер она самая комфортная при передвижении, и внутри, и снаружи. Плюс дополнительную защиту дают откидные боковые люки при нахождении сверху и спешивании.  Она явно лучше, чем БМП-1/2. А гипотетический новый БТР с откидными панелями крыши над десантным отделением и боковыми выходами с аппарелью сзади, на 3 или 4 ведущих осях с двигателем впереди (как у старого БТР-152) подошел бы еще лучше.

http://worldcrisis.ru/crisis/4064063

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.