У Кунгурова сейчас выходит цикл постов о мироустройстве, глобальном кризисе, фазовом переходе в экономике и прочих интересных вещах. Но одну тему от пока только обозначил, пообещав раскрыть позже, а между тем, у неё есть крайне любопытные следствия.
Если вкратце, именно их обсуждали в 2000-2010 гг на форумах анархистов, это технологические перемены и новации, приводящие к индивидуализации, и как следствие, анархизации экономики. Государство и власть становятся лишними. Просто по соображениям экономического порядка.
Кстати, одной из первых ласточек анархономики стал всем известный Гугл. Его основатели первыми сообразили, как бесплатное сделать выгодным. А ведь были и другие, платные поисковики. А сейчас где они, а где Гугл?
Выход в отказе от принципа стандартизации в пользу индивидуализации. Об этом, наверное, стоит написать отдельный пост, сейчас я раскрою принцип на довольно утрированном примере. Представьте себе, что в каждом домохозяйстве есть набор 3D-принтеров, делающих из хитровыпендренных нанокомпозитов различные необходимые человеку изделия – от пуговицы и нижнего белья до зубной щетки.
Заболев, вы уже не идете в аптеку за таблеткой, а обращаетесь за помощью к искусственному интеллекту, который, проанализировав текущее состояние вашего организма и архивную медкарту, формирует для молекулярного принтера индивидуальный проект чудо-таблетки.
Всем хорошо, но в этом новом мире нет места фармакологическим гигантам, не нужна будет характерная для индустриальной эпохи громоздкая индустрия сбытовых сетей с гигантскими затратами на рекламу и администрирование, складами, транспортными мощностями, издержками, связанными с необходимостью утилизации препаратов, у которых вышел срок годности.
Конкурировать между собой уже будут не глобальные монополисты-производители типа Johnson & Johnson и Pfizer, руководство которых коррумпировано с головы до ног, а разработчики программного продукта для упомянутого молекулярного принтера, парфюм-дизайнеры и прочие цифровые кутюрье.
А без них – никуда, ибо шмот (ага, с запрограммированным износом через полгода активной носки) будут делать не в Китае и Пакистане, а в каждом доме на цифровой вязальной машине, печатающей нановолоконный трикотаж.
Похоже на коммунизм, правда? Владельцем средств производства становится каждый индивид, само производство индивидуализируется, а новый господствующий слой в новом укладе – … Называйте его как хотите – информалиат, интеллектуальная меритократия, креативный класс (не в смысле московских хипстеров, а в смысле людей, реализующих свой творческий потенциал в биотехнологиях, программировании беспилотных транспортных средств, обучении ИИ, инженерном творчестве и т. д.).
Главной ценностью в постиндустриальном обществе становится не капитал, а идея, воплощенная в программном коде. Перемещаться по миру будут не товары и энергия, а мегабайты информации. Энергосистемы, как описано выше, будут так же локализованы и даже индивидуализированы.
Если капитал утрачивает ведущую роль в общественном развитии, то и капитализму приходит трындец, а вместе с ним в небытие отправляются и сами капиталисты, как господствующий класс.
https://kungurov.livejournal.com/316818.html
О следствиях
Важным фактором будущего распространения 3Д-принтеров станет возможность массово производить средства самообороны в индивидуальном порядке. А значит, вся нынешняя система надзора за огнестрелом со стороны властей становится бесполезна.
На фоне войны, потом ковида, потом обострения войны мировой прогресс как-то вышел из фокуса внимания. Но уже в 2014 г произошло знаменательное событие — 3Д-принтер напечатал пистолет, разработчик/программист которого не побоялся отстрелять собственное изделие из рук.
Пистолеты печатали и ранее, но до этого подобные продукты испытывали со станин, поскольку прочностные характеристики были под вопросом и оставался немалый риск повредить руки.
Но этот пистолет все-таки был отпечатан на промышленном принтере. А спустя некоторое время на одном из файлообменников появились чертежи (или программа) для простенького пистолета, но рассчитанные на бытовой 3Д-принтер стоимостью 8 000 долл.
Настоящей сенсацией стало появление в сети файла пистолета с громким и многозначительным именем «Liberator» («Освободитель»), предназначенного для печати на 3D-принтере. За 48 часов его скачали 100 000 раз. Фишка этого пистолета в том, что все детали (кроме самой пули) напечатаны на 3D-принтере.
По словам одного из членов группы Defense Distributed (создателей этого уникального оружия) чертежи, в данном случае файлы с расширением CAD, по своей популярности во много раз превосходят другие образцы изделий этих разработчиков. «Рожок» от знаменитого «Калашникова» (АК-47) или корпус штурмовой винтовки AR-15 пользуются гораздо меньшим спросом. Разработчик Харун Кхалид, делится своим мнением: «Файл действующего пистолета стал настоящим хитом закачек. Мы просто не ожидали такой грандиозной популярности». Реакция Госдепа Соединенных Штатов Америки была незамедлительной. От создателей потребовали изъять всю информацию.
Конечно, пистолетик выглядит убого, но важен принцип. По мере технологического прогресса и распространения 3Д-принтеров (не забывайте, это постсовок погряз в паразитарных войнах, а мир эволюционирует себе дальше) станет возможным производить куда более интересные вещи, гарантированно хоронящее государства, чем какое-то оружие. Например,
Беспилотники
Нынешняя война, при всей своей отсталости, дала серьезный толчок развитию беспилотных технологий, не только на постсовке, но и вообще, в мире. Пока транспортировка ими во многом ограничена властями, отлично понимающими, к чему все идет, но рано или поздно, плотина запретов рухнет, как это произошло с криптовалютой.
Тут нужно пояснение. Мощь государства держится, помимо прямого насилия, на контроле товарно-денежных потоков. В известной формуле «товар-деньги» власть контролировала как товары, например, через таможни, правила торговли итд итп, так и деньги, посредством банков. Они могли разрешить или запретить денежный перевод, управляя тем самым и потоками товаров.
Но крипта сломала эту опору власти. Перевод криптовалюты (децентрализованной) никакая власть запретить не в состоянии, отсюда и их порой истеричная реакция, у них из рук выплывает инструмент контроля.
3Д-принтеры и беспилотники потенциально могут сломать и второй, последний инструмент власти, контроль за товаром. Фишка микроавиации в том, что средства её перехвата стоят дороже, чем сами беспилотники. И попытка сбивать стодолларовый беспилотник зенитными ракетами по 100 000 каждая закончится банальным банкротством государства.
Кстати, на Западной Украине беспилотники уже не первый год активно применяются для контрабанды сигарет. И ЕС не особо может что-то этому противопоставить. Особой любовью пользуются ленинградские (из области) аппараты, благодаря наличию инерциального наведения. И пофиг эти ваши дорогущие системы РЭБ, он летит автономно.
Иначе говоря, вместо импорта пары кроссовок из Китая ( и соответствующих таможенных сборов и налогов с продажи) вы скачиваете программку и заказываете набор модификаторов (10, 20 или 100 грамм) Его доставляет минибеспилотник, а сами кроссовки печатаются хоть из опавшей листвы.
Если они печатаются 5 минут и за 10 (условно) центов, то пофиг, сколько они продержатся, месяц или неделю, мода все равно сменится. Но главное, что государство идет мимо, не получив с произведенного товара ни копейки.
Ключевым этапом станет принтер, способный из говна и палок, образно говоря, воспроизвести такой же принтер. Дальше печатается беспилотник и начинается обмен минералами для производства. У кого-то есть под боком одно, у кого то другое, и по итогам обмена все принтеры заправлены. Государство идет нах.
Особо въедливый читатель вспомнит о программке. И здесь начинается самое интересное. Наверняка программа для простых кроссовок будет бесплатной, как сейчас пользуемся многими электронными сервисами. А вот с модными финтифлюшками — тоже бесплатными. Но их авторам, модернизировавшим базовую программку, можно будет задонатить 3 копейки. Или 5, как сами захотите.
Или лайк поставить. Потому как, если базовые потребности удовлетворяются бесплатно, то и смысл в деньгах падает. И вот на этом этапе традиционное государство, основанное на держать и не пущать, уходит в историю в любом случае.
Да, возникнут общественные объединения на новых принципах, но вряд ли их можно будет назвать государствами, поскольку будет кардинально отличаться принцип: государство — принуждение → личность — убеждение.
Разумеется, гадостей тоже будет хватать, это природа человека. Но переход в постиндустриальную эпоху примерно так же увеличит личную свободу, как от рабства к капитализму. При всей неидеальности это была более прогрессивная общественно-экономическая формация (ОЭФ)
Вышеизложенное не моя фантазия, и даже не Кунгурова, это примитивное изложение теории неизбежной эволюции любой ОЭФ к анархо-коммунизму. Разработана она еще в 60-80 гг 20 века, как ответ теоретиков анархии на тогдашние достижения капитализма и социализма, но особой популярности даже среди анархистов не получила, т к неизбежность анкома делает ненужной анархореволюции, да и самих анархистов.
Уже в наше время, в 2009 г Копенгагенский институт исследования будущего, на базе этой теории, выпустил более глубокое исследование изменений в экономике в ближайшем будущем. Работа была опубликована под названием «Анархономика» и позже переведена на русский.
Но к анархокоммунизму можно дойти за 50 лет, а можно за 500. Зависит от понимания идущих. Римская империя стояла на пороге мануфактурного производства, но идея наемного труда не была осознана. В итоге получился откат в Темные века и только на восстановление технологического уровня ушло больше 1 000 лет. Сейчас, конечно, все быстрее, но…