Не так давно я писал, что обе партнерские стороны начнут печатать деньги, покрывая возросшие расходы. И если по Украине сомнений в этом особых не было, то по России были возражения, мол, валюта рекой течет. Ну, может и течет, а денег в бюджете не хватает…
ЦБ напечатал 340 миллиардов рублей для спасения попавших под санкции компаний
Российские власти запустили денежную эмиссию, чтобы сотнями миллиардов рублей залить пожар в терпящих бедствие госкомпаниях под санкциями.
С начала войны почти 500 млрд рублей было выделено госструктурам — от авиаперевозчиков до банков — за счет манипуляций со средствами Фонда национального благосостояния, следует из ежемесячных отчетов Минфина о состоянии фонда.
В марте Минфин залил 50 млрд рублей в госкорпорацию «Дом.РФ»; в мае — 250 млрд рублей в капитал РЖД; в июне 50 млрд рублей получил Газпромбанк. В июле 52,5 млрд рублей было выделено «Аэрофлоту». В августе 58,3 млрд рублей получила Государственная транспортно-лизинговая компания. Все эти инвестиции — по сути просто денежная эмиссия, отмечает Евгений Суворов, экономист банка «Центрокредит».
Рубли возникают в ФНБ в результате конвертации валюты: с мая по сентябрь фонд «похудел» на 2,4 млрд евро, 252 млн фунтов стерлингов и 41,6 млрд японских иен. Продать эту валюту на рынке за рубли Минфин не может из-за санкций.
В российском бюджете за три месяца образовалась «дыра» на 1,5 трлн рублей
Рекордные военные расходы и проблемы со сбором налогов продолжают приносить проблемы российскому бюджету. По итогам августа в федеральной казне третий месяц подряд образовался дефицит, следует из данных Минфина.
Накопленным итогом за три летних месяца расходы правительства оказались выше доходов на 1,452 трлн рублей, из которых 344 млрд рублей составил дефицит августа.
Последний летний месяц принес правительству новый провал в потоках сырьевой ренты: общий объем нефтегазовых доходов — 671,9 млрд рублей — стал минимальным с июня 2021 года после того, как азиатские страны сократили закупки российской нефти до минимумов с начала войны, а «Газпром» перекрыл поставки в Европу, обрушив экспорт почти втрое в годовом выражении.
За месяц бюджет получили лишь 33,7 млрд рублей налога на добычу газа — минимальную сумму с «черных дней» пандемии 2020 года. Если учесть инфляцию, которую Росстат в августе оценил в 14,3%, то в реальном выражении провал ненефтегазовых доходов приближается к 30%, оценивает Евгений Суворов, экономист банка Центрокредит.