Свежая новость о требовании подчинения всех вооруженных формирований МО РФ, как и решительный отказ Вагнера это делать, означают выход противостояния государственной бюрократии и новой генерации «полевых командиров» на еще более высокий уровень.
Фактически, Россия сейчас повторяет историю Донбасса 2014-2015 гг, когда разнообразные вооруженные формирования из местных и не только принудительно загонялись в рамки т н «Корпусов», подконтрольных Кремлю. И загонялись силами пригнанных из РФ карателей, в числе которых был тот же Вагнер.
Кто будет уединоначаливать Россию?
Но тогда, имея подавляющее преимущество в ресурсах, московские «кураторы» смогли за год-полтора усмирить жителей Донбасса, правда, ценой превращения Москвы в такого же врага, как и Киев, о чем прямо писал Мозговой. Тем не менее, загнать в Корпуса удалось менее половины боевиков. Кого-то убили, просто прикопав в лесополосе, но значительная часть просто попряталась, припрятав стволы до нужных времен.
И тогда же, исходя из повторяемости событий в Донбассе и России, встал очевидный вопрос: а когда все начнется в гораздо больших масштабах, кто будет усмирять саму Россию? Сейчас уже очевидно — некому.
В глобальном масштабе это отмирание привычного всем паразитарного государства, господствовашего на территориях постСССР начиная со времен норманнов, отжавших захудалый пограничный райцентр (условно) Киев у Хазарского Каганата и построивших государство именно как оккупационную администрацию с основной целью грабежа колонии.
Вот эта колониальная модель, награбить побольше и свалить на Запад, так и осталась лейтмотивом всей государственной деятельности власти на протяжении более чем тысячи лет, за редчайшими исключениями.
Колониальная модель сломалась
Паразитаризм показал свою неэффективность еще в средние века, что и привело к хронической отсталости тогдашних гособразований на территории, известной ныне как постСССР. Все эти рывки и реформы (петровские, сталинские итд), хотя и давали кратковременный (в историческом плане эффект), но достигались за счет гиперэксплуатации населения на подконтрольных территориях.
Понятно, что рано или поздно неэффективная система проиграет. Точно так же, как принудительный труд при рабовладельческом строе сменился вынудительным при капитализме. И произошло это не потому, что кто-то так захотел, а потому, что условия изменились. Капиталистические отношения были известны еще в Древнем Риме и ранее, но превалировать стали лишь спустя несколько веков.
Теоретически, паразитаризм, хоть и неэффективный, мог бы существовать на постСССР еще долго, но Западу надоели попытки туземных «элит» вломиться за общий стол, чавкая недоеденной костью своего соплеменника. Обида на не пустивший дальше прихожей Запад и стала причиной пресловутых Мюнхенской речи и декабрьского ультиматума 21 г.
Запад ответил радикально, закрывшись от россэлиты. Грабить своих туземцев вы можете, но вывезти награбленное «домой, на Запад, уже нет. Нет у вас больше там дома. Это был нокаут, серьезно пошатнувший основы паразитаризма. Чем и воспользовались новые паразиты, «полевые командиры», мечтающие сами стать господами, новой элитой, ярким представителем которых и является Пригожин.
Есть версия
Что Путин сознательно выращивает таких пригожиных, ведь группировки типа ЧВК не единичны. Просто потому, что с ними Запад вести переговоры ни о чем не будет. В том числе и о выдаче в Гаагу в обмен на прощение, о чем теоретически могли бы договорится действующие элиты. В эту же линию укладывается версия от регенте, под присмотром которого можно было бы спокойно дожить без посещения трибунала.
Прогнозы и перспективы
Тем не менее, банды полевых командиров на данном участке регрессивного движения государства больше отвечают требованиям времени, в силу отсутствия неподъемных для власти избыточных бюрократий (о чем Пригожин говорит) или рудиментов соцзащиты (о чем он предпочитает помалкивать).
Очевидно, за ними и подобными будущее, нравится это кому-то или нет. Конечно, в итоге судьба большинства из них печальна, поскольку они, хотя и на более низком уровне, будут воспроизводить все ту же паразитарную модель государственности. И с примерно тем же конечным результатом.
Но на данный момент они необходимы как таран устоявшейся системы власти и государства. Который положит начало долгому, трудному и кровавому пути в Дикое Поле. И лишь там, спустя поколения, когда сама идея власти и государства станет отвратительной большинству, возможно построение нового, более эффективного общества на принципах анархии, как равноправного сотрудничества свободных индивидуумов.
А пока все идет, так как и должно идти. Государство умирает, туда ему и дорога.
Ниже заметка из ТГК с частичным подтверждением моих оценок текущего момента.
Добровольцы vs армия
Министром обороны неожиданно, после полутора лет СВО, был подписан приказ (https://t.me/mod_russia/27277), предписывающий добровольческим отрядам, которых насчитали уже более сорока, до 1 июля подписать контракты с Минобороны. Уже в более 30 российских ЧВК находятся уполномоченные из Минобороны.
Возникает вопрос: почему какой-то порядок организации служебной деятельности добровольческих организаций не был установлен раньше, и что заставило это делать сейчас? Особенно с учетом того, что действия добровольческих подразделений на ЛБС в том же приказе признаны успешными? В Госдуму через союзника Пригожина С.Миронова ранее вносился законопроект о введению ЧВК в легальное русло, но АП его зарубило. Почему?
Ответ на поверхности: армейская (и не только армейская) бюрократия до сих пор не хотела брать на себя лишней ответственности за региональные добробаты и тем более ЧВК. Пока они не стали их реальными конкурентами за ресурсы государства, показав большую эффективность.
Именно из-за кризиса в армии, из-за неспособности МО эффективно защитить своих граждан, руководство регионов начало ставить вопрос ребром — о создании своего, полноценного ополчения, своих добровольцев и ЧВК. Не только в Белгородской области, где у Гладкова появились вопросы к Минобороны, но и в таких отдаленных от Украины регионах как Псковская область. (https://t.me/rusbrief/125137)
Хотя дальше всех в этом вопросе ушел Крым, создав явочным порядкам, в союзе с «Вагнерами», свою ЧВК «Конвой». На случайно С.Аксенов, единственный из глав регионов (исключая Кадырова с его «Ахматом»), начал делать самостоятельные политические заявления: с ним теперь приходиться считаться даже АП. Такой же свободы захотели другие губернаторы.
И у них появилась возможность маневра: обратиться за помощью к Пригожину. Сам Пригожин отказался контрактоваться в МО: ЧВК «Вагнер» не будет подписывать никаких контрактов с Шойгу. Что касается подчинения, безусловно, ЧВК «Вагнер» абсолютно полностью подчиняется интересам РФ и верховному главнокомандующему. То есть — через голову МО. Именно эта возможность расползания ЧВК по стране, превращения её в альтернативную МО военную сеть, напугало сейчас чиновников. Силы, чтобы подчинить самого Пригожина, у МО уже нет.
Эта не первая попытка: другая «элитная партия» пыталась построить (https://t.me/vizioner_rf/3929) альтернативную МО сеть добробатов/ЧВК полгода назад, на базе Росгвардии и МЧС (с фронтменом в лице Кадырова, при поддержке Кириенко). Но этот аппаратный проект тогда не взлетел. Новая попытка стала более радикальной, и продвигается другой «элитной партией» и Пригожиным уже напролом, что и вызвало незамедлительную, тревожную реакцию МО.
Что вообще сейчас лучше, регулярная армия старого строя или ЧВК? Попытка представить ЧВК как некую анархию и «махновщину», противопоставленную армейскому, иерархическому порядку, не выдерживает критики. В современном боестолкновении «массы» — людей и техники, уже ничего не решают. Решает организация и, особенно, передовые организационные технологии.
И дело даже не в том, что индустриальную эпоху сменила постиндустриальная, информационная. Первый гегемон нового, капиталистического времени, маленькая Голландия, имела в 1600 году армию (https://t.me/tolk_tolk/16197), состоящую из 132 ЧВК, и била всех остальных. А затем, когда львиная доля этих ЧВК, Ост-Индская кампания и проч., вслед за Вильгельмом Оранским, перебрались в Англию — уже та стала мировым гегемоном. Сейчас на носу новая смена мировых эпох.
Нуждаются ли ВС РФ в кардинальной реформе? СВО показала это со всей очевидностью. Но армейская бюрократия является вассальной для бюрократии государственной. Без реформирования всего госуправления реформу армии правящая бюрократия в стране делать не позволит (да и опасно это во время войны; с другой стороны, как можно победить в войне с такой системой?)
Чем кончится этот системный конфликт добровольцев/ЧВК или армии? Прошлое не может победить будущее, хотя может отсрочить и затруднить его приход. Но необходимость всё равно возьмет свое. Вопрос — в цене.