В отношениях Москвы и Пекина назревает кризис. Пока коммерческий, но Китай известен своей склонностью «идти на принцип», если считает, что задеты серьезные моменты. Проблема в том, что с другой стороны задета жадность приближенных к власти структур, стало быть, конфликт имеет все шансы на разрастание.
Причина конфликта кроется в экспортных пошлинах, которыми Москва обложила компании, отправляющие продукцию на внешние рынки. С падением курса рубля их доходы в национальной валюте номинально выросли и власть захотела отщипнуть себе кусочек от этой внеплановой прибыли.
Не всем экспортерам это понравилось и энергетики решили «компенсировать» недополученную прибыль точно так же, как привыкли это делать на внутреннем рынке, увеличив цену для потребителя. Наплевав при этом на все ранее заключенные договора. Ну или как это сейчас называется, «пересмотрев в одностороннем порядке».
Монголии деваться было некуда, и она пошла на повышение тарифа. А вот Китай шутки с односторонним пересмотром не понял и доплачивать отказался, ткнув в ранее подписанные документы. Мол, жадность государства и руководства компании это ваши проблемы, а с нами дела вести извольте согласно договору.
Но и для российских энергетиков прибыль это святое, а принуждение к капитуляции обкатано на монополизированном внутреннем рынке. И в адрес Китая полетели угрозы:
Россия готова остановить поставки электроэнергии в Китай, если Пекин не согласится увеличить цену покупки на величину экспортной пошлины, которую российское правительство ввело с 1 октября, заявила представитель «Интер РАО» Александра Панина.
https://t.me/moscowtimes_ru/15990
Китайские СМИ пока инцидент особо не раскручивают, похоже, Пекин шокирован наглостью российской стороны и еще не определился с ответом. Но он наверняка будет. В свое время, после войны в Корее, Советский Союз потребовал от Китая оплатить всю советскую технику, поставленную в Северную Корею в ходе войны. И тоже задним числом.
Тогда Китай заплатил, но обернулось это многолетним периодом весьма холодных отношений, временами доходивших до вооруженных конфликтов. Зато сейчас Россия далеко не в том положении, чтобы диктовать условия своему юго-восточному соседу. И подобная дерзость наводит на мысль, что жадность россэлиты окончательно затмила инстинкт самосохранения.
С соответствующими последствиями для самой России.