В последние дни продолжается очно-заочное переругивание между Киевом и теми, кто призывает к миру. Заодно украинские политики немного прояснили свою позицию, точнее, стратегию, чего именно они хотят и каким образом.
Канал автора: https://t.me/artjockey
Ее достаточно емко охарактеризовал Ермак:
То есть стратегия Украины в том, чтобы максимально ослабить Россию, и сейчас, когда Украина находится в стратегической обороне, а Россия наступает почти по всему фронту, эта цель выполняется. При этом Киев уже не ставит задачу военного возврата территорий, что вчера подтвердил Зеленский:
Хотя на самом деле Ермак, общаясь с окружением Трампа, пытался уговорить его продолжить войну хотя бы до границ 2022 года. Это не нашло отклика у будущей администрации США, однако, уверен, Украина продолжит свои попытки убеждения. В том числе и практикой, вероятно, попробовав провести операцию, схожую по масштабу и целям с Курской, но уже на своей территории.
Однако глобальная стратегия Киева не в том, чтобы что-то вернуть, а чтобы максимально ослабить Россию к будущим переговорам. Это, с одной стороны, гарантирует для Украины хорошие условия мира, с другой стороны, само по себе станет гарантией безопасности, учитывая, что в НАТО их не берут, и Киев это уже хорошо понимает.
Можно много фантазировать о миллионных потерях, но уверенность Киева прямо проистекает из событий на фронте:
- ВС РФ зашли в Часов Яр в мае, до сих пор город не взят;
- ВС РФ зашли в Торецк в июне, до сих пор город не взят;
- ВС РФ начали наступление на Купянск в июле, до Купянска даже не дошли;
- ВС РФ пытались штурмовать Северск, продвижение околонулевое, по слухам, именно за флаговтыки здесь сняли командующего ГВ;
- ВС РФ начали наступление на Волчанск в мае, Волчанск не взят;
- ВСУ зашли в Курскую область в августе, в сентябре началось контрнаступление ВС РФ, на сейчас отбито лишь 40% территорий;
- Развал обороны между Покровском и Курахово не привел ни к каким серьезным последствиям;
- Даже Курахово может продержаться до Нового года.
То есть продвижение ВС РФ не выходит за рамки скорости по 5 км в месяц, и это если на пути не встречается хорошо укрепленных населенных пунктов. При этом даже отбить свои собственные территории в разумный срок Россия не в состоянии, 4-й месяц война за курские леса, о попытке штурма Суджи речи даже не идет.
При сохранении такого положения дел, если на фронте не произойдет перелома, а что его там нет проговорился даже Путин на коллегии МО РФ, Украина, провоевав еще год, рискует максимум потерей Покровска и так любимых пропагандой квадратных километров с мелкими селами за ним со скоростью 5 км в месяц. Очевидно, что Украина готова на такие жертвы в обмен на стабильный мир в будущем.
Еще раз напомню, что СВО давно свелась к наименее выгодному типу войны на истощение. На самом деле речь вообще не идет о том, что и в каких количествах Россия захватывает, это интересно, но совершенно не важно. В войне на истощение важно лишь сколько людей умирает с каждой из сторон, и у кого люди кончатся (физически или морально) раньше. Или у кого раньше кончится экономика. И в рамках такой войны, а она именно такая, отдать Покровск, но взамен забрать за него еще сто тысяч россиян убитыми и ранеными — нормальная стратегия, ведущая к победе.
Другим словами, действительно, зачем Украине идти сейчас на переговоры, если Украина достаточно успешно обороняется? Гораздо успешнее, чем казалось еще в августе-сентябре, тогда было ощущение, что фронт вот-вот рухнет, но этого не произошло. А Украина, напомню, прошла пик своей слабости еще в июне, и Россия этим никак не воспользовалась. За лето и осень ВСУ дополнительно отмобилизовались и получили достаточно много помощи из США, которая ранее полгода стояла на паузе.
Экономически же проигрывает Россия, вчера про это говорил Путин на коллегии. Военный бюджет станет рекордным, однако президент России намекнул собравшимся, что долго так продолжаться не может, армия на эти деньги должна быть эффективной, а этого нет. На проблемы в российской экономике намекает и ключевая ставка, которая сейчас превышает 20%.
В то же время Украина смогла добиться кредита в счет доходов от замороженных российских активов, что позволит достаточно спокойно пройти 2025 год. Проблемы все равно будут, но коснутся они населения и не в первом полугодии. Да, непонятно, где Украина будет брать деньги в 2026 году, если война продолжится, но непонятно, где их будет брать и Россия. ФНБ с 2021 по 2024 год сократился ровно в два раза, с 12% ВВП до 6% ВВП. Опять же, не просто так Белоусов говорил, что Россия намерена добиться целей СВО в 2025 году. Однако при этом Россия тоже считает, что близка к победе, нужно лишь еще поднажать.
Так что главным идеологом заморозки войны внезапно стал будущий президент США, казалось бы, что вариантов здесь для Украины нет, если против продолжения войны главный ее спонсор. Плюс мы знаем общую позицию Трампа, что он настроен действовать решительно и готов лишить Украину военной помощи, если Украина откажется от переговоров. Допустим, что так и есть, однако это уже было в этом году. Помощь из США была заморожена полгода, что наложилось еще и на проблемы, которые Киев героически создал сам себе, затянув с мобилизацией. Однако это не привело ни к каким заметным провалам на фронте. И даже сейчас звучат оценки, что если Трамп остановит помощь из США, то у Киева есть ресурсы воевать еще полгода:
И если Украина может воевать еще полгода, то почему бы Украине не воевать еще полгода, учитывая, что Россия не добивается серьезных успехов, но активно стачивает свою армию об украинскую оборону? И начать переговоры как раз летом, когда, вероятно, российский наступательный потенциал совершенно иссякнет без новой волны мобилизации. А новая волна мобилизации может привести к экономическим и социальным потрясениям. Уверен, что если ее объявят, то даже самые упертые ура-патриоты зададутся вопросом, а куда все же делась и первая волна, и те 427 тысяч контрактников, которые были завербованы только в этом году?
Параллельно Киев прикладывает большие дипломатические усилия, чтобы повлиять на позицию Трампа по ключевым для себя вопросам. Впрочем, была предпринята даже отчаянная попытка повлиять и на Байдена, но, похоже, она не удалась.
И вот здесь стратегия Киева достаточно странная, зачем-то вчера Зеленский опять грубо раскритиковал Орбана:
Проблема в том, что Орбан это не просто посредник и не просто курьер с дипломатическими письмами. Это человек прямо влияющий на Трампа, он нравится Трампу, именно через Орбана Украина могла бы влиять на позицию Трампа в позитивную для себя сторону, однако получается, что Украина через Орбана, наоборот, влияет на Трампа негативно. Впрочем, про этот совершенно странный и плохой подход к дипломатии я писал недавно пост: https://t.me/artjockey/1643
Хотя все это можно объяснить тем, что Украина уже делает ставку на Европу и НАТО без США, рассчитывая, что если Трамп и прекратит помощь, то еще на полгода ресурсы точно есть.
Казалось бы, у Украины все хорошо, и Киев действительно может вертеть США как хочет? Но нет, не все так просто. И, на мой взгляд, это пример того, для чего нужно если не учить историю, то хотя бы читать новости. Две недели назад Асад тоже думал, что его не бросят, у него есть ресурсы и армия, и он может отказываться от переговоров с Эрдоганом. Кто-то скажет, что Россия — это не США. Однако тут уже нужно вспомнить уроки истории: Афганистан, Вьетнам, Южная Корея.
Отказ Трампа поддерживать Украину может вызвать эффект домино для тех, кто хочет отказаться от поддержки Украины и внутри ЕС, а таких стран уже, похоже, немало. Да, это не первые экономики ЕС, но ирония в том, что первые экономики ЕС почему-то поддерживают Украину только на словах. Посмотреть можно здесь: https://www.ifw-kiel.de/de/themendossiers/krieg-gegen-die-ukraine/ukraine-support-tracker/
Франция, которая и разрешение на удары ракетами дает (но не сами ракеты, их дает Великобритания), и миротворцев хочет отправить, и бригаду недавно подготовила, за все время войны передала Украине помощи менее чем на 5 миллиардов. Это меньше, чем Швеция и Нидерланды, столько же, сколько Польша.
Кроме того, я сомневаюсь, что украинское военно-политическое руководство правильно оценивает запас прочности ВСУ. Мы много раз слышали о том, что Зеленского «держат в теплой ванне», интересно, а как с Ермаком? Скорее всего они оба получают основную информацию именно на заседаниях Ставки.
В то же время, если макропроцессы на фронте достаточно стабильны, 5 километров в месяц — предел возможностей ВС РФ на сейчас, то на микроуровне изменения есть. Череда постоянных кризисов на фронте началась во второй половине этого года, раньше ее не было. А именно так, через постоянные кризисы, а не через резкий обвал фронта, я и прогнозировал процесс деградации ВСУ, который продолжается. Потому вряд ли ВСУ смогут пройти следующие полгода так же легко, как первую половину 2024. Плюс мобилизационный ресурс в установленных законах рамках конечен, и сейчас он опять закончился. BBC инсайдит, что нынешние темпы мобилизации не покрывают даже потери:
Косвенно это можно понять по тому, что совсем недавно в ВСУ стали переводить массово тыловиков в боевые части, что коснулось даже медиков. В статье BBC, кстати, про это упоминают. Для сравнения, несмотря на высокие российские потери в ходе кампании 2024 года, а они уже и выше украинских, и рекордные относительно всей войны, численность ВС РФ несколько возросла. Про это буквально вчера в интервью Le Monde сказал Сырский:
То есть лично у меня вызывает сомнения уверенность Ермака в том, что Украина в 2025 году будет воевать хотя бы так же, как и в 2024. А ведь и 2024 год был наполнен оперативными кризисами, которые просто ВС РФ не смогли развить в стратегический успех. Однако рано или поздно украинская удача может закончиться.
В США, кстати, видят эту проблему и требуют от Украины снизить призывной возраст, так как война пехотная, и пехоты Украине не хватает. Но Зеленский пытается одновременно сидеть на двух стульях, что в условиях масштабов войны получается плохо. В 2023 году совершили эту ошибку, откладывая ужесточение правил мобилизации, и теперь повторяют ее вновь. Солдаты, тем временем, говорят не только о некомплекте в частях, но и в серьезном физическом и моральном истощении фронтовых батальонов ВСУ, что должно решаться ротациями, которых нет.
Параллельно в составе ВСУ растет число людей, которые там оказались совершенно недобровольно, и на вершине айсберга пресловутая «бусификация». Причем если раньше Киев вообще отрицал такое явление, то сейчас его стали признавать, хотя и считают незначительным. Однако, похоже, украинское руководство понимает тяжелое положение с моральным духом внутри армии, потому что был принят закон о декриминализации самовольного оставления части и дезертирства: первый раз дезертировавший может вернуться на службу не понеся никакого наказания, да еще и в другую часть.
Обычно на войне, наоборот, ужесточают наказания для дезертиров, но это невозможно, если у тебя в армии слишком много потенциальных дезертиров. Закручивание гаек работает только в том случае, если это единичные эпизоды. То есть, у ВСУ это не так. И вот реальный пример со 155-й бригадой ВСУ, которую обучали и вооружали французы:
Это первый такой известный случай, когда с фронта снялась буквально целая свежая бригада. Ранее были отдельные эпизоды с батальонами ТРО под Угледаром и в Горняке, но у них для оставления позиций было гораздо больше объективных причин вроде отношения командования, отсутствия поддержки, недостаток вооружения, а здесь же совершенно свежая бригада расходится просто потому, что вообще не хочет воевать, а не потому, что они попали в тяжелое положение на фронте. Опять же, пример армии, которая не хочет воевать, все могли наблюдать неделю назад в Сирии, когда солдаты просто разбегались даже не побывав в бою.
Получается, что общая ситуация на фронте действительно может убеждать украинское руководство в том, что ничего страшного в потере поддержки из США нет. На 2025 год ресурсы найдутся, если они нашлись и на 2024. Однако, похоже, украинское командование опять не учитывает вот эти микропроцессы, заметные даже по публичным фактам. А сколько еще непубличных? И ведь в 2024 году Сырский уже совершил эту ошибку, посчитав, что линия обороны по городам вдоль между Курахово и Покровска не будет взята. Однако не учел низкий уровень боеспособности оказавшихся там бригад, которые начали сдавать города вообще без боев.
Возвращаясь к дипломатии, и с ней тоже все непросто. На самом деле, пока никто не знает, что будет делать Трамп, он никому ничего не рассказывает, ссылаясь на законы США. Зеленский добился короткой встречи с ним в Париже, прошла она плохо, и даже на ней Трампа, как говорят, слушал. Ермака в США тоже лишь выслушали. Теперь появилась информация, что спецпредставитель Келлог совершит ряд поездок, и тоже будет «собирать факты и мнения». Причем изначально сообщалось, что Келлог посетит только Киев, но теперь рассматривается возможность его визита в Москву, возможно, уже после инаугурации Трампа.
Через Орбана была попытка сделать первый шаг к перемирию, который Украина грубо отвергла. Сначала раскритиковав Орбана, что он вообще звонил в Москву, затем глава МИД Венгрии Сийярто публично заявил, что Киев отверг запрос на разговор Орбана и Зеленского в непринятых выражениях. Причем послали его Ермак и Сибига, не дав провести разговор на уровне лидеров стран, а это на самом деле вряд ли в их полномочиях. Затем советник Ермака Подоляк пытался убедить всех, что вообще никакого предложения о перемирии не было. Затем Зеленский заявил, что не даст «таким как Орбан» быть посредниками.
Однако сегодня Орбан «нанес ответный удар»:
Очень похоже на то, что Орбан требует от Киева дать однозначный ответ на предложение, или да, или нет. Точнее, не Орбан, а Трамп, очевидно, что предложение о перемирии если не исходит от него, то согласовано и поддержано будущим президентом США. Оно могло бы перерасти в постоянное перемирие, что позволило бы Трампу выполнить свое обещание заранее. Стратегия «я с ним поговорю», которой придерживается Зеленский, не работает, но он упорно продолжает стрелять в себе в ногу, не понимая, что после оглашения результатов выборов в США положение Орбана в мире серьезно изменилось. Это теперь главный человек в Европе с прямым доступом к Трампу, и с влиянием на Трампа. Мнение Трампа про Украину и Зеленского во многом будет формироваться на основе того, что ему передаст его посредник.
Так что вот это странное желание Киева раз за разом складывать все яйца в одну корзину, дружить только с одной из возможных сторон, сжигать все мосты без надобности и может подорвать здравую в своей основе стратегию действий на следующий год. Я бы на месте Зеленского и Ермака не был бы настолько уверен в том, что поддержка ЕС безусловна, что на Трампа можно будет повлиять напрямую, при этом разругавшись со всем его окружением, и что ВСУ будут так же сильны и стабильны, как в первой половине этого года. Но с другой стороны, а сможет ли кризисами и слабостями воспользоваться Россия? В 2024 году этого сделать не вышло. И ресурсы ВС РФ тоже не бесконечны, и пока в серьезный результат их конвертировать не удается.